10 мая

Обитель в лесах

Оранская Богородская обитель расположена под Нижним Новгородом. Добираться туда из областного центра далековато – путь через Богородск к деревне Оранки занимает около 100 км. Как и у всех старинных монастырей, у Оранской обители непростая и во многом трагическая история…
 

Храм на Словенской горе

Оранский мужской монастырь (https://www.myjane.ru/articles/text/?id=18135) был основан набожным дворянином П.А. Глядковым. В 1634 г., заболев, тот дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. После исцеления в благодарность за божье благоволение снял с нее точный список. Потом к нему во сне пришло повеление построить на горе храм во имя Владимирской Богоматери. Проснувшись, Глядков будто бы увидел, как от некоей возвышенности восходит сияние к небесам… 
 


Церковь на Словенской горе возвели в 1642 г. в короткий трехмесячный срок. В построенных вокруг нее кельях расположились восемь старцев. Сам Петр Андреевич Глядков принял постриг с именем Павел и поселился в обители на жительство. С того времени и появилось название Оранская Пустынь, а находящаяся в нем икона стала именоваться Владимирско-Оранской. 

Трагична судьба первого настоятеля обители. Прожив в монастыре 23 года, он в 1665 г. был убит мордовскими разбойниками, неоднократно нападавшими на обитель. Мирная жизнь монастыря (https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17352) началась только после его восстановления в 1700 г. 

Говорят, уже в первые годы существования обители от Оранской иконы произошло более 500 чудесных исцелений. Молва о чудотворной реликвии стала быстро распространяться в народе. Толпы богомольцев потянулись к храму на горе. А в 1771 г. в Нижнем Новгороде стала распространяться моровая язва. И было много исцелений от чудотворной иконы. С той поры проводились ежегодные крестные ходы из Оранок в Нижний Новгород, Павлово, Арзамас… 
 

От иноков до военнопленных

Благодаря накопленным пожертвованиям в XIX в. удалось начать на территории обители большое строительство. Были сооружены большой собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804-1819), церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837), каменный корпус, каменная часовня над источником и другие постройки… Недалеко от монастыря в лесу был основан скит, в честь Успения Божией Матери в нем была построена каменная церковь. 
 

(https://www.myjane.ru/data/cache/2018apr/13/20/787825_50393.jpg)
(https://www.myjane.ru/data/cache/2018apr/13/20/787826_99054.jpg)


Но все это не уберегло, а скорее даже усугубило тяжелое положение иноческой обители после революции 1917 г. Богатое имущество было не столько реквизировано, сколько разворовано новыми властями и местными жителями, архимандрит арестован и расстрелян… Вместе с ним расстреляли 15 наиболее строптивых монахов. Казнь состоялась на волжском острове Мочальном вблизи Нижнего Новгорода. 

А в 1920 г. монастырь совсем прекратил свое существование. До 1990-х гг. здесь размещались различные ведомства и учреждения: дом престарелых; народный театр; лагерь для интернированных поляков и чехов; лагерь для военнопленных немцев; колония для несовершеннолетних; лечебно-трудовой профилакторий; база отдыха одного из нижегородских заводов; пионерский лагерь… Что-то разрушалось, что-то подновлялось и реконструировалось для текущих нужд… 

Наиболее трагичный след в истории монастыря оставил лагерь №74 НКВД СССР, в котором с 1942 по 1949 гг. содержались военнопленные немцы, австрийцы, румыны, итальянцы и подданные других стран – их количество, по некоторым данным, достигало 12 тыс. человек! 

Первыми тут появились белофинны. В лагере тогда был еще щадящий режим: к тяжелым работам заключенных не привлекали, умирали только от ран и болезней… После финнов в лагерь определили словаков и чехов – не пленных, а бежавших из оккупированной Германией Чехословакии… А позже из-под Сталинграда стали поступать и пленные. В монастырь их свозили по железной дороге, а потом под конвоем лесами и полями пешком вели в монастырь; со временем некоторых, в основном «перевоспитавшихся» пленных немцев, расконвоировали, и они работали в поселке. 

В 1995 г. в лесу на старом кладбище, где хоронили умерших пленных, был устроен мемориал – в память о погибших здесь немцах, венграх, финнах и итальянцах… 
 

Возрождение монастыря

С 1993 г. обители постепенно стали возвращать исторический облик, монастырь начал возрождаться. Территорию обнесли новым забором, обновили вход с воротами. Монастырские купола видны издалека, ярким пятном выделяются они на фоне простых деревенских дворов… Отреставрированы ныне собор Владимирской иконы Божьей Матери, где хранится исторически известная Оранская икона, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Собственно, восстановление монастыря началось с 2004 года, когда была зажжена неугасимая свеча перед образом Владимирско-Оранской иконы… 

Приведена в порядок и Петропавловская церковь. Впрочем, церковью ее можно назвать условно, она располагается в двухэтажном кирпичном здании трапезного корпуса. Реставраторы обследовали фундамент и восстановили колокольню. 
 

(https://www.myjane.ru/data/cache/2018apr/13/22/787827_79190.jpg)


Все храмы ныне освящены. А недавно совершен чин закладки нового храма в честь преподобного Нектария Печерского. 

Монастырская территория как-то по-домашнему уютна и обжита… Скромно и совсем не пафосно выглядят здания братских корпусов, архиерейского дома и гостиницы для паломников. Здесь находится и огород, где выращивают овощи и цветы. Имеется небольшая ферма, где даже можно купить яйца, творог и молоко… 
 

(https://www.myjane.ru/data/cache/2018apr/13/22/787828_63703.jpg)


Но монастырь интересен не только как объект паломничества (https://www.myjane.ru/articles/text/?id=16702) – скромное величие обители на горе, со всех сторон окруженной глухими лесами, впечатляет всех, даже тех, кто далек от религии… И уйти отсюда равнодушным невозможно.